Из
интервью с Алексеем Миллером, русским историком, доктором наук, профессором и прочее (via
this discussion):
Некоторое время назад я выступал на Валдайском клубе, там смешанная компания – иностранцы, русские, и я говорю: понимаете, какая штука, с чем мы имеем дело? С Россией – страной, которая единственная в Европе, за исключением еще Британии, не теряла суверенитета последние 400 лет. И элиты этой страны, если они вообще что-то помнят из истории, то помнят очень простую вещь: смертельная угроза этой империи приходила трижды с Запада – это Наполеон и обе мировые войны. И во всех трех случаях Россия смогла устоять только за счет того, что у нее была стратегическая глубина отступления. Можно было долго отступать, до Москвы в случае с Наполеоном и Гитлером. И вопрос о том, почему Россия так хочет сохранить стратегический контроль над пространством Украины, с точки зрения человека, который именно в таких категориях мыслит об истории, выглядит идиотским. Как почему? Потому что нас лишают этой стратегической глубины.
Проделаем мысленный эксперимент и рассмотрим это высказывание с точки зрения украинца, который хочет жить и работать на на своей земле. Что предлагает ему российская элита? Роль стратегической глубины в деле защиты суверенитета России в возможной войне с Западом. Для российской элиты Украина - не более чем вечное поле боя, которое в случае поражения можно отдать врагу. Эта роль точно соответствует выражению американского историка Тимоти Снайдер - Bloodlands (Кровавые Земли).
Будет ли рациональный человек строить долгосрочные планы на месте, которому сильный сосед назначил роль будущего поля боя? Нет, конечно. В рамках российского сознания у Украины нет мирного самостоятельного процветания. В лучшем случае, украинцы могут обслуживать российскую трубу и говорить на русском языке, чтобы в случае войны с Западом сначала сражаться за Россию и
убежать туда при отступлении. В таких условиях рациональный украинец не будет планировать собственную жизнь и жизнь своей семьи на Украине, потому что она подлежит разрушению, "чтобы не достаться западному врагу".
Что предлагает Украине Запад? Постепенную интеграцию в европейскую экономическую, правовую и культурную систему. В долгосрочной перспективе - военную защиту суверенитета страны от России. С точки зрения рационального украинца, предложение Запада выглядит гораздо лучше российского, хотя бы потому, что предполагает существование будущего на своей земле для себя и своих детей.
Что же видит здесь русский интеллектуал?
Я перечисляю обиды с обеих сторон, зафиксировав свою позицию: и с той стороны дерьмо, и с этой стороны оно же.
По-моему, он охуел.