Медиа бизнес по-русски
Jul. 17th, 2023 02:29 pmПосмотрел русские телеграмм-каналы по поводу взрыва моста и заодно обнаружил интересный материал, как устроены права собственности в российском сегменте.
https://t.me/bazabazon/19639
Задержанный экс-полковник ФСБ Михаил Поляков не имел влияния на телеграм-канал Brief, как об этом сообщают многие СМИ. Владелец симки, на которую зарегистрирован Brief, успел сбежать в Азию, опасаясь, что канал заберут.
По данным «Базы», Михаил Поляков начал управлять каналом «Незыгарь»в 2019 году в ходе первой «телеграмной войны». Тогда к прежним владельцам «Незыгаря» в частный дом в Подмосковье наведались люди в форме и, сделав предложение, от которого сложно отказаться, убедили передать канал.
Требования были выполнены, но при этом часть редакционной команды осталась на канале «Незыгарь». Ушедшие же ребята, среди которых был основатель канала, создали другой канал — «brief@незыгарь». Туда было решено публиковать короткие новости. При этом стороны договорились о ненападении и продолжили сотрудничать, однако прямого влияния Поляков на канал уже не имел. Интересно, что желающие купить пост в «Незыгаре» должны были переводить деньги на крипту, тогда как за пост на «Брифе» можно было оплачивать на российскую карту.
По словам источников, спустя некоторое время, в 2022 году, основатель «Брифа» решил, что в ближайшее время у него могут отобрать и этот канал, и в результате покинул Россию, уехав в одну из стран Юго-восточной Азии (по словам одних источников — в Сингапур, а других — в Таиланд). С собой он забрал и сим-карту, на которую был оформлен телеграм-канал «brief@незыгарь». Тогда же он и переименовал канал просто в Brief. К тому времени на Brief перешла работать ещё часть команды старого «Незыгаря» (они, по данным источников, остались в России).
Поляков пытался убедить отдать ему права на канал Brief, но уехавший из России владелец симки отказался это делать.
UPD: По уточненным данным, Михаил Поляков начал управлять каналом «Незыгарь» в 2020 году, а не в 2019-м.
====
https://t.me/rusbrief/137068
Как уже многим становится понятно, так называемое «дело Полякова» (напоминаем, что телеграм-канал BRIEF не имеет к нему отношения) сильно выходит за рамки обычных арестов и дел против администраторов телеграм-каналов, хотя фабула общая: вымогательство денег, продажа блоков на негатив, размещение компрометирующей информации и так далее.
Начнем с очевидного. Нечистоплотность одного из администраторов канала, даже если она доказана в суде, не должна приводить к компрометации всего канала (тут проще всего провести аналогию с традиционными медиа). «Незыгарь» — это большой интересный канал, которому можно пожелать лишь долгих лет жизни.
Теперь немного истории. В ситуации, когда в России фактически уничтожены традиционные медиа, которые избегают по возможности публикации спорных, проблемных текстов, освещение проблемы с разных сторон и так далее, многие журналисты оказались перед нехитрым выбором: работать на работе, которая более не приносит радости, уезжать за границу и заниматься той же пропагандой только с другим знаком или же искать способы самостоятельной монетизации. Так начинается расцвет телеграм-каналов. Чуть позже к этому подтягиваются пиарщики, создающие целые сетки, как правило — полуанонимные. Так повестка Телеграма начинает «замусориваться», в том числе, искусственно, а также коммерциализироваться: фактически каждый может создать себе аналог былого «Компромат.ру». Гарантией же свободы творчества и предпринимательства начинает становиться публичная лояльность одной из кремлевских башен. Грубо говоря, в телеграм приходит принцип «мочи оппозицию и зарабатывай на чем хочешь».
Примерно в то же время происходит, так называемая, «первая телеграмная война», самым знаковым элементом которой стала вынужденная передача частичного контроля над каналом «Незыгарь».
Гарантией же свободы творчества и предпринимательства начинает становиться публичная лояльность одной из кремлевских башен. Грубо говоря, в телеграм приходит принцип «мочи оппозицию и зарабатывай на чем хочешь».