timelets: (Default)
[personal profile] timelets
Симон Кордонский:

–– То, что все называют коррупцией, я считаю сословной рентой.

— Какой рынок, где вы видели в нашей стране рынок? Базар у нас! Рынок — это когда деньги превращаются в товар, а товар в деньги. Рынок — это прежде всего капитал. У нас нет вообще инструмента капитала, и рынка у нас поэтому нет. У нас есть совокупность промыслов и обмен результатами промыслов, изделиями разного рода. Промыслы могут быть нефтяными, космическими, финансовыми… В стране отсутствуют деньги как инвестиционный институт.

-- Проблема в том, что в таком обществе вряд ли возможно то, что называется техническим прогрессом — в западном смысле этого слова. Технологические инновации разрушают сословное устройство. Значит, государству необходимо найти способы обойти ограничения, накладываемые его социальным устройством на инновации. Во времена Сталина такой способ был найден и в какой-то степени оказался эффективным. Это «шарашки».

-- Для того чтобы не остаться на обочине нового технологического мира, необходимо создавать науку и сопряженные с ней технологические новации заново. Есть опыт Сколково: попытка создать «шарашку» без особого режима. Этот опыт, насколько мне известно, не очень удачен. Нужна какая-то иная методология — не знаю, какая.

http://expert.ru/russian_reporter/2019/05/otvraschenie-k-lyubomu-reformatorstvu/


В Индии похожая ситуация. Может, поэтому у них ничего не получается. И не получится в ближайшее время. Вообще, интересная идея ренты в применении к развивающимся странам и в контексте социологии инноваций. В успешных странах Азии эта проблема была решена не "шарашкой", а сознательной ставкой на внешние рынки с "отрицательной" рентой, т.е. господдержкой конкурентноспособных компаний (see e.g. How Asia Works.)

Profile

timelets: (Default)
timelets

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 2nd, 2026 06:33 am
Powered by Dreamwidth Studios