К середине 19-го века Северо-Западная Европа и Америка отработали рецепт успешной модернизации экономики. В первую очередь модернизируется сельское хозяйство. Растет производство основных видов еды, падают цены, появляется большое количество свободных рук в деревне, происходит отток в город, на дешевой рабочей силе строится промышленное производство и услуги, которые, кроме всего прочего, помогают еще больше увеличить производительность труда в деревне. Вся система перестает зависеть от погоды, потому что даже плохой урожай в одном районе не приводит к голоду: еду в города можно легко привезти из районов (или стран) с высоким урожаем. Цены немного растут, но эффективность финансовых, информационных и транспортных услуг исключает катастрофический ущерб промышленному и с/х производству. Таким образом, смысл успешной модернизации: начать с с/х и запустить цикл промышленного роста с положительной обратной связью.
Ставка на рабочий класс и промышленная модернизация в СССР началась в конце 1920-х до того, как было модернизировано сельское хозяйство. Раскулачивание и коллективизация привели к резкому падению производства еды и голоду 1930-х. Следующим был послевоенный голод конца 1940-х, когда Сталин отказался от помощи Запада и, в условиях холодной войны, начал в первую очередь заниматься промышленностью.
Надо бы точно разобраться, что было в 1950-60х, но избытка еды в СССР и тогда не было.
В 1970-е СССР начал продавать нефть в Западную Европу и покупать еду в Америке и Канаде. Модернизация с/х не произошла, поэтому, когда упали цены на нефть, СССР опять оказался на грани голода: талоны, наборы, распределение по столам заказов и т.д. Во время перестройки 1990-х, когда нарушились торговые связи между Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией, городское население России опять пострадало больше всего. В 2000-е рост цен на нефтегаз помог решить проблему импорта еды, причем производительность труда в российском с/х начала достигать примерно 40% европейского уровня.
Если нефть не подорожает и Россия не пересмотрит свою внешнюю политику, то для выживания она должна стать аграрной страной, как это сделал Китай в самом начале модернизации при Дэн Сяопине. (Опыт Израиля тут тоже будет полезен). С точки зрения экономики основанной на международном разделении труда, импортозамещение продовольствия в России является абсурдом. Но с точки зрения изоляционизма, придется начинать с основ частной собственности и земельной реформы, запоздавшей на 150-200 лет. Парадоксально, но присоединение Крыма и Донбасса сделало задачу обеспечения населения продовольствием еще более неотложной. Украине в этом смысле повезло. Во-первых, в условиях кризиса надо кормить меньше ртов. Во-вторых, если она займется модернизацией собственного с/х сектора, то есть неплохой шанс на рост и запуск цикла общей модернизации.
UPD: Студенты собирают морковку в колхозе
