timelets: (Default)
timelets ([personal profile] timelets) wrote2014-06-27 11:32 am

Игра престолов: Россия.

В теории игр различаются конечные и бесконечные игры с сотрудничеством (finite and infinte cooperation games). Конечные игры можно свести к игре в один ход, потому что предпоследней игре игроки ведут себя, как в игре в один ход.

Например, если последнем ходу у агента есть возможность нарушить правила и внезапно украсть у владельца , то рациональный агент так и сделает, потому что ответных ходов владельца не последует. Соответственно, пред-последней игре владелец понимает, что у него могут украсть и прекращает игру. Но агент это понимает, поэтому в пред-пред--послденей игре он крадет и заканчивает игру, и т.д. пока вся конечная игра не превращается в одноходовку.

В бесконечных играх, где сотрудничество выгодно, хотя бы минимально, обеим сторонам, игроки стараются придерживаться правил. На этой нехитрой штуке и построена система человеческих институтов. Люди приходят и уходят, а институты (парламент, частная собственность, суды, университеты, ...) остаются.

Стабильность власти президента в России основана не на институтах, а на личной власти президента. В такой структуре смена власти должна происходить внезапно и одноходово, потому что игроки играют в конечную игру. Так было с Ельциным, когда он внезапно объявил Путина преемником. Так было с Путиным, когда он внезапно объявил Медведева преемником. Так было с Медведевым, когда он объявил возвращение Путина. Открытого, демократического выбора президента в такой системе нет и быть не может.

С точки зрения теории игр, даже монархия более стабильна президентского авторитаризма, потому что монархическое наследование теоретически бесконечно. Китайская авторитарная система со сменой лидера каждые 10 лет тоже стабильна, потому что лидер заинтересован в жизни после политической смерти, т.е. формировании институтов общественных гарантий.

Парадоксальным образом, формула краткосрочной стабильности в России "Если не Путин, то кот" является формулой долгосрочной нестабильности власти. Поэтому долгосрочные капиталовложения делаются только государством и ворами (друзьями-олигархами), приближенными к авторитарному президенту - кооператив Озеро.

Дальше можно думать, как это соотносится с формулой "дураки и дороги." С дорогами очевидно, т.к. система не заинтересована в создании долгосрочных public goods. С дураками немного по-другому, т.к. система отбирает во власть на основе лояльности, а не компетентности.