timelets: (Default)
timelets ([personal profile] timelets) wrote2015-03-03 06:16 pm

Отрицательный факт из детства

"Горячей воды нет"

Помню, как Ирина, наша соседка по дому в Ленинграде, молодая женщина лет 25-ти с грудным младенцем на руках, говорила, что как только изобретут машину для домашнего мытья посуды, она тут же побежит в магазин и купит ее за любые деньги. Потом мы скоро уехали в Америку и в нашей первой же квартире на кухне оказался встроенный dishwasher: ставишь посуду, засыпаешь порошок, нажимаешь пару кнопок, и он ее тщательно моет. Просто так, как будто так всегда и было положено. Мама радовалась этой штуке больше всех.

Еще, за а всю жизнь в Америке горячей воды у нас не было только один раз - когда в доме сломался водогрей. Мы одолжили у соседа грузовичок-пикап, съездили в магазин, купили новый и установили его в тот же день. Мама тогда удивилась, насколько все просто. Да, я и сам удивился.

Когда думаешь об инновациях или изобретениях, то приходится постоянно разбираться в сортах отрицательных фактов. "Горячей воды нет" подразумевает существование процесса, в котором эта штука — горячая вода, пиво, чистая посуда из машины, интернет и т.д. — регулярно генерируется. Когда их нет, мы ничего не изобретаем, а приводим мир в состояние "до поломки". Наверное, задача инноватора - придумать и создать хотя бы один из огромного количества возможных миров, котороый бы хотелось (и легко моглось) сразу починить, если там вдруг возникает состояние "горячей воды нет". Фундаментальная проблема в том, что мы не знаем, какая она, "горячая вода" будущего. Кто ее будет греть? В какие трубы она будет втекать? Из каких вытекать? Сколько она будет стоить? Как сделать так, чтобы Ирина схватила младенца и побежала ее покупать за любые деньги?

В Америке людям на эти темы людям "думается и делается" гораздо легче, чем в России. Наверное, потому что горячая вода есть, а русского мира, наоборот, нет.